Как составить расписание занятий с программой Ректор
Свойства Нагрузки
Назначение диалога
Диалог предназначен ввода нагрузок и требований к расстановке занятий/уроков.
Вызов диалога
Для вызова диалога перейдите в раздел
Нагрузки на страницу
Классы,
Учителя или
Предметы.
Затем выберите строку с нужной нагрузкой и:
- щелкните мышкой по кнопке Изменить;
или
- щелкните правой кнопкой мышки по нужной строке - всплывет меню; выберите команду Изменить;
или
- нажмите клавишу Enter.
Использование диалога
Диалог является мощным и удобным средством задания требований к будущему расписанию уроков. Ниже описывается структура диалога и рассматриваютcя примеры работы.
Структура диалога
- Группа Класс(ы) служит для выбора одного класса или для объединения нескольких классов в поток. Таким образом, один учитель может проводить занятие в двух или трех классах одновременно.
- Элемент Группы занимаются одновременно служит для указания одновременности или неодновременности занятий. Например, для проведения урока информатики класс может делиться на две группы (маленький компьютерный класс), причем первая группа будет заниматься на первом уроке, а вторая - на последнем.
- Элемент Платные уроки служит для пометки платных уроков. Платные уроки в расписании отличаются значком ($).
- Элемент Вариативный компонент служит для пометки нагрузок, относящихся к вариативному компоненту учебного плана.
- Элемент Часов в неделю служит для ввода числа часов в нагрузке (недельная нагрузка).
- Элемент Пары служит для задания способа спаривания (страивания) уроков в расписании класса.
Возможные способы спаривания уроков
Способ | Пояснение |
- | Игнорировать. Это значит, что два урока по одному предмету в одном классе в один день могут не стоять рядом. Например, класс занимается математикой, затем историей и затем опять математикой. Три урока по одному предмету в одном классе в день стоять не могут за исключением специально оговоренных случаев (тройка или 1 день). |
да | Уроки обязательно спариваются. Например, если в классе в среду есть математика, то таких уроков обязательно два и они стоят рядом. |
нет | Уроки обязательно не спариваются. Например, если в классе в четверг есть история, то такой урок (история) в четверг один. |
если | Уроки спариваются, если два урока попадают на один день. Например, уроков русского языка в пятницу может быть один или два. Если их два, то они стоят рядом. |
тройка | Страивание уроков. Например, если в понедельник есть производственная практика, то она занимает три урока подряд. |
1 день | Все уроки нагрузки должны быть назначены на один и тот же день. Это способ применяется для назначения всех уроков производственной практики на один день. |
- Большая группа Группы используется для выбора фамилий учителей, названий предметов и ввода других требований. Например, возможно деление класса (а также два или три класса) на группы, в каждой из которых может быть свой учитель. Подробнее об этом ниже, в рубрике Примеры задания нагрузок.
- Колонка Учитель служит для выбора фамилий учителей, введенных ранее в разделе
Списки на странице Учителя.
- Колонка Предмет служит для выбора названий предметов, введенных ранее в разделе Списки на странице Предметы.
Если в разделе
Списки на странице Учителя
для выбранного учителя был определен его основной предмет, то название этого предмета появляется в окошке немедленно после выбора фамилии учителя. Затем, при необходимости, название предмета можно поменять на другое.
- Колонка Кабинет служит для выбора названий кабинетов, введенных ранее в разделе Списки на странице Кабинеты.
Если в разделе
Списки на странице Учителя
для выбранного учителя был определен его основной кабинет, то название этого кабинета появляется в окошке немедленно после выбора фамилии учителя. Затем, при необходимости, название кабинета можно поменять на другое.
- Колонка Урок служит задания возможных позиций уроков при составлении расписания. Если задаются две или три группы и установлен флажок Группы занимаются одновременно, то программа поддерживает автоматическую синхронизацию содержимого всех окошек в колонке. Различные значения полей в колонке описаны в таблице.
Возможные способы задания номеров уроков
Значение | Пояснение |
- | Игнорировать номер урока. |
первый | Уроки должны быть первыми. |
последний | Уроки должны быть последними. |
крайний | Уроки должны быть либо первым, либо последними. |
Примечание. При ручном подборе расписания можно ставить уроки на любую позицию. Это сделано для того, чтобы можно было временно расставлять уроки на какой-то день в любом порядке. Однако, при проверке расписания программа предупредит о нарушении требований к номерам уроков, если такие допушены.
- Колонка Неделя служит выбора недели.
Если задаются две или три группы и установлен флажок Группы занимаются одновременно (смотри выше), то программа поддерживает автоматическую синхронизацию содержимого всех окошек в колонке. Различные значения полей в колонке описаны в таблице.
Возможные способы задания недели
Значение | Пояснение |
- | Нагрузка на четную и нечетную недели. |
неч | Нагрузка на нечетную неделю. |
чет | Нагрузка на четную неделю. |
Пример 1. Если нагрузка составляет 3 часа и выбрана нечетная неделя, это значит, что уроки можно будет назначить только на нечетную неделю (три урока). На четной неделе уроков этой нагрузки быть не может.
Пример 2. Если нагрузка составляет 3 часа и выбраны и четная и нечетная недели, это значит, что на каждую неделю можно назначить по три урока (три часа в неделю). Этот вариант является обычным.
- Кнопка Сохранить и копировать служит для сохранения введенной в диалоге информации, при этом диалог остается открытым с заполненными полями. Эту кнопку удобно использовать для последовательного ввода ряда мало отличающихся нагрузок, поскольку всякий раз после нажатия на кнопку Сохранить и копировать нужно изменить лишь некоторые (не все) поля.
- Кнопка Сохранить и закрыть служит для сохранения введенной в диалоге информации, при этом диалог закрывается.
Примеры задания нагрузок
Приведенные примеры иллюстрируются картинками с изображением диалога с заполненными полями и необходимыми пояснениями. Примеры расположены от простого к сложному.
Для просмотра примеров удобно распахнуть окно с текстом справки |
---|
Пример 1. Простой. Нагрузка: Аванесян, 5а класс, литература, 4 часа.
Пример 2. Деление класса на группы. Нагрузка: Баринова, Беляева и Бурова, 5а класс, английский язык, 4 часа, уроки не спаривать.
Пример 3. Разное расписание на четной и нечетной неделях. Нагрузка: Баринова, Гузаева, 5а класс, английский и испанский языки, 4 часа, нечетная и четная недели.
Пример 4. Часть класса начинает утром, часть - задерживается в конце дня. Нагрузка: Нечаева, 5а класс, информатика, 2 часа, первый и последний уроки, компьютерный класс.
Пример 5. Объединение классов. Нагрузка: Гончар-Зайкина, 5а и 5б классы, музыка, 2 часа.
Пример 6. Два класса объединяются и делятся на три группы. Нагрузка: Задорожная, Зайцева, Гузаева, 5а, и 5б классы, английский, французский и немецкий языки, 4 часа.
Разумеется, возможны и другие способы задания нагрузок. Программа автоматически проверяет разумность комбинаций полей и не позволяет выставить несогласованные друг с другом значения (вроде - задан режим спаривания уроков (да), а в нагрузке лишь один час в неделю).