Вернуться на сайт

Как составить расписание занятий с программой Ректор-Школа

   Содержание    Вперед

Установки

Установки - это параметры, которые в большей или меньшей степени влияют на процессс составления расписания, на качество расписания и на показ расписания на экране. Одни установки желательно задать в самом начале, до составления расписания, другие - можно задавать после того, как расписание будет составлено.


Рис. Открытие диалога Установки

Установки задаются в диалоге Установки. Для вызова диалога откройте меню Настройки и выполните команду Установки. Откроется диалог Установки. В диалоге есть несколько закладок. Подробно рассмотрим параметры на каждой из них.


Закладка День


Рис. Диалог Установки, закладка День

Нумерация уроков — этот параметр влияет только на способ показа расписания, точнее, на нумерацию уроков при показе расписания. При изменении нумерации с 1 по 16 на с 0 по 15 первый урок станет нулевым, второй — первым и так далее. Важно понимать, что при этом в таблице расписания не появится дополнительное место для нулевого урока. Если Вы привыкли к тому, что первый по счету урок имеет нулевой номер - измените нумерацию; иначе - оставьте, как есть. Способ нумерации можно будет изменить в любой момент.

Классы могут приходить ко второму уроку — этот параметр влияет только на процесс составления расписания. Параметр определяет, будет ли пропущенный первый урок в расписании класса рассматриваться как "окно" или нет. Поэтому обычно рекомендуется сначала оставить значение параметра по умолчанию (без флажка). При этом пропущенный первый урок программа будет рассматривать как окно в расписании класса. Если при составлении расписания возникнут сложности, можно будет установить флажок, в результате пропущенный первый урок не будет рассматриваться как окно. Если флажок установлен (снят) после частичного составления расписания, то при анализе ранее составленного расписания программа будет учитывать только последнее состояние флажка (состояние флажка имеет обратную силу). Имеет смысл изменять этот параметр только до тех пор, пока расписание не составлено.

Парная университетская система размещения уроков — способ спаривания уроков. Этот параметр желательно задать до ввода нагрузок. Здесь нужно отметить, что общее число способов спаривания уроков в программе — более десяти. Способы спаривания уроков обычно задаются в другом диалоге, при вводе нагрузок. Однако, если в Вашей школе всегда и по всем предметам уроки идут парами, нужно установить этот флажок.

Смены — набор параметров, которые могут существенно сократить время на ввод характеристик классов — недельных графиков. Эти параметры желательно установить до ввода новых классов.

Недельный график класса — это дни и часы, когда класс может учиться (раскрашиваются зеленым цветом) и когда класс учиться не может (раскрашиваются красным цветом). Недельные графики задаются в разделе Списки на странице Классы.

При добавлении нового класса в список в разделе Списки на странице Классы начальная раскраска недельного графика соответствует описанию смены, что существенно экономит время. Однако, если Вы предпочитаете ручную раскраску недельных графиков, то значения параметров смены для Вас не существенны. Для классов, добавленных в список ранее, значения параметров Смены тоже уже не важны.

Однако, есть исключение: параметр наибольшее число уроков в смену, кроме того, влияет на показ составленного расписания в разделе Расписание на странице Школа.

Может случится так, что наибольшее число уроков в смену будет задано равным, например, 5. При вводе недельного графика для каких-то дней будут добавлены шестые уроки. Тогда в разделе Расписание на странице Школа шестые уроки показаны не будут. В этом случае нужно еще раз зайти в диалог Установки и увеличить наибольшее число уроков в смену до шести (или большего значения).

Наибольшее число рабочих дней в неделю — параметр, влияющий и на раскраску недельного графика нового класса, и на показ составленного расписания в разделе Расписание на странице Школа. Рекомендуется устанавливать этот параметр до ввода новых классов.


Закладка Даты


Рис. Диалог Установки, закладка Даты

Учебный период - даты начала и окончания учебного периода. Под учебным периодом обычно понимается четверть или семестр. Составленное расписание привязано к конкретным датам в пределах учебного периода.

Если в Вашей школе расписание занятий каждую неделю одинаково и конкретные даты для Вас не интересуют, рекомендуем задать продолжительность учебного периода в одну неделю. Если отличается только расписание четной и нечетной недель, можно задать продолжительность учебного периода в две недели.

Даты начала и конца учебного периода нужно задать вначале, до ввода списков классов, учителей и кабинетов.

Изменить даты можно в любой момент. Изменение даты начала учебного периода на более раннюю не повлияет на составленное расписание. Аналогично, установка более поздней даты конца учебного периода не повлияет на составленное расписание. Однако, любое уменьшение продолжительности учебного периода приведет к удалению расставленных уроков в дни, оказавшиеся вне учебного периода. Например, если в начале диапазон дат был с 1 сентября до 1 ноября некоторого года, а стал с 1 октября до 31 декабря того же года, то расписание на сентябрь будет утрачено.

Изменение диапазона дат после того, как расписание составлено, может привести к потере расписания в тех случаях, когда новый диапазон дат не включает в себя прежний диапазон целиком.

Список праздничных дней — список используется при подсчете часов, действительно отработанных учителями в разделе Нагрузки на странице Тарификация. Список можно создать либо заранее, либо перед просмотром страницы Тарификация.

Для создания списка праздничных дней нажмите мышкой на кнопку . Откроется диалог Праздники с календарем, в котором нужно отметить праздничные дни.

В расписании праздничные дни помечаются пурпурным цветом.


Закладка Звонки


Рис. Диалог Установки, закладка Звонки

На закладке Звонки можно задать расписание звонков. Эти данные используются только при выводе расписания уроков на печать. Поэтому расписание звонков можно задавать в любое время.


Закладка Профили


Рис. Диалог Установки, закладка Профили

Названия профилей используются в разделе Списки на странице Учащиеся для характеристики учащихся старших классов. При задании курсов по выбору (элективных курсов), название профилей учащихся используется в качестве справочной информации.

Использование профилей не является обязательным ни для характеристики учащихся, ни для задания элективных курсов, ни для составления расписания. Однако, удобнее работать, когда выбранный учащимся профиль виден.

Изменять список профилей можно в любое время, на расписании уроков, на списке элективных курсов это не скажется.

Для изменения списка профилей следует щелкнуть мышкой по кнопке . Откроется диалог Профили, в котором можно добавлять, удалять и изменять профили, а также менять их местами.


Закладка Области


Рис. Диалог Установки, закладка Области

Названия общеобразовательных областей применяются в разделе Списки на странице Предметы для сортировки предметов по областям. Полученный в результате сортировки порядок предметов используется в разделе Нагрузки при выборе предметов.

Изменять список названий общеобразовательных областей можно в любое время. Это стоит делать только в том случае, если упорядочивание названий предметов по алфавиту не годится.

Если названия областей были изменены, необходимо зайти в раздел Списки на страницу Предметы для сортировки предметов по областям в соответствии с новыми названиям областей. Если в список были добавлены новые области, можно использовать эти области для характеристики предметов. Если из списка были удалены некоторые области, для соответствующих предметов вместо названий областей будет стоять прочерк.

Сортировка предметов выполняется щелчком мыши по одному из названий колонок в списке предметов в разделе Списки на странице Предметы. Полученный порядок предметов используется в разделе Нагрузки.

Для изменения списка областей следует щелкнуть мышкой по кнопке . Откроется диалог Образовательные области, в котором можно добавлять, удалять и изменять названия областей, а также менять их местами.

© Павел Смыкалов, 1997 - 2010