Russia
Россия

Расписание занятий/уроков: "Ректор"
- программа лидер!

Belarus
Беларусь
Ukraine
Україна
Lietuva
Lietuva
Latvia
Latvia
UK
UK

Расписание занятий/уроков: Ректор - описание программы

В качестве сжатого описания возможностей программы Ректор предлагаем тезисы доклада о программе на Международной конференции по информатике и информационным технологиям в образовании, ИИТО 2002, 5-7 февраля 2002 года, Санкт-Петербург. К сожалению, тезисы были опубликованы несколько лет назад и в настоящее время не отражают всех возможностей программы Ректор 3. Смотрите также Новости.

ПРОГРАММА "РЕКТОР" ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО РАСПИСАНИЯ

Автоматизация составления расписания занятий/уроков в школе - важный раздел информатизации образования. Наша программа помогает завучу подготовить оптимальное расписание уроков с учетом пожеланий учителей и требований администрации.

Программа состоит из четырех разделов "Списки", "Нагрузки", "Расписание" и "Замены".

Раздел "Списки" служит для ввода, редактирования и печати списков классов, предметов, кабинетов и учителей.

Для каждого класса вводятся: название класса, минимально и максимально допустимые количества уроков в день, количество учащихся, допустимые номера уроков. Номера уроков находятся в пределах от 1 до 14 или от 0 до 13. Четная и нечетная недели могут различаться.

Для каждого предмета вводятся: название предмета и уровень сложности.

Для каждого кабинета вводятся: название кабинета и количество мест в нем.

Для каждого учителя вводятся: фамилия учителя, название основного предмета, название основного кабинета, допустимые номера занятий/уроков (желательные и нежелательные), а также факультативная информация - номер телефона, адрес электронной почты и комментарий. Четная и нечетная недели могут различаться.

Раздел "Нагрузки" служит для ввода, редактирования и печати нагрузок, которые сортируются по классам, предметам или учителям.

При задании нагрузок выбираются названия классов, учителей, предметов, задается количество часов в нагрузке в неделю. Возможно задать кабинет, пометить платные уроки, задать допустимые номера уроков (первый, последний, крайний, не важно), вид недели (нечетная, четная, не важно) и способ спаривания уроков (не спаривать, только спаривать, спаривать при проведении двух уроков в день, проводить уроки по три в день, проводить все уроки нагрузки в один день, не важно).

При вводе нагрузок предусмотрены возможности объединения двух или трех классов в поток; деления класса (потока) на две или три группы. Таким образом, учитель может проводить урок в двух-трех классах одновременно. При делении классов на группы, занятия в каждой группе ведет свой учитель, при этом уроки могут идти одновременно или неодновременно.

Для ускорения ввода похожих нагрузок используется копирование текущей нагрузки, можно также копировать все нагрузки одного класса в нагрузки другого. Кроме того, программа сама определяет название основного предмета учителя (если оно не было задано в разделе "Списки") и подставляет его по умолчанию.

Раздел "Расписание" служит для составления расписания занятий/уроков по классам или учителям в автоматическом, ручном или смешанном режиме.

В автоматическом режиме расписание занятий/уроков можно составлять для одного, всех или некоторых классов или учителей. Например, можно составить расписание только для начальной школы или только для учителей английского языка. При обнаружении конфликтов, вызванных несогласованностью исходных данных, программа выдает диагностику.

При составлении расписания занятий/уроков в ручном режиме программа подсказывает возможные варианты расстановки уроков для выбранного учителя, возможные варианты заполнения пустых клеток расписания для классов, следит за количеством мест в кабинетах. При невозможности разместить урок нагрузки, программа "объясняет" причину (класс не учится, учитель не работает, учитель работает, но уже занят в другом классе и т.д.). Непрерывный контроль данных исключает накладки.

При составлении расписания занятий/уроков в смешанном режиме часть уроков расставляются вручную и закрепляются (помечаются флажками). Остальные уроки расставляются автоматически.

Готовое расписание занятий/уроков одного, всех или некоторых классов или учителей можно сохранить в форматах Microsoft Word, Excel или HTML, при этом количество информации на одной странице можно регулировать. Общее число различных представлений расписания равно шести. Расписание на четную и нечетную недели помещаются в одну и ту же таблицу, а клеточки одинаковых уроков, идущих подряд, объединяются для улучшения восприятия.

Раздел "Замены" служит для поиска вариантов замен временно отсутствующих учителей. При отыскании замены для выбранного учителя задаются номера уроков в дни, когда он (она) будет отсутствовать. Затем программа определяет список уроков, на которых потребуется замена. Для каждого урока программа выдает списки свободных учителей и список свободных кабинетов. Списки свободных учителй составлены по одному из признаков: учителя, имеющие окна на данном уроке; учителя, имеющие примыкающие уроки; учителя, свободные в этот день. При планировании замены можно выбрать фамилию заменяющего учителя, назначить новый предмет и выбрать новый кабинет.

Документация. Программа снабжена встроенной Справкой. Имеется Учебник по программе, описывающий процесс составления расписания в небольшой школе. Учебник полезен для первого знакомства с программой.

В 174 номере российского журнала Internet Zone (http://www.izcity.com) программа "Ректор" отмечена в числе десяти наиболее интересных программ октября 2001 года. Программа рекомендована редакцией сервера http://www.softbox.ru "за гибкую многофункциональность" и отмечена каталогом программ http://www.softlist.ru.

Литература
1. П. Смыкалов. Ректор - программа для составления расписания уроков. Журнал "Компьютерные инструменты в образовании", № 5, 1998 г.

П. Смыкалов
http://www.rector.spb.ru
support@rector.spb.ru

© МетаШкола. Информационные технологии, 1997 - 2021

Детский отдых на "Математических каникулах"